Сочинения части С

Сочинения части С, или образцы сочинений по русскому языку для 11 класса

  1.   Текст (по М.Пришвину)
      (1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.
(2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3)Я сказал бы, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4)Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть сово­купность знаний человека о себе и т. п., как сказано в учебниках психологии. (5)В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле. (6)И всё это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди.
      (7)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. (8)Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое на­значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным. (9)И мое страстное желаниё присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого ...         (10)И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
(11)И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа - это и значит - любовь.
         (12)   А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!
(13)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15)Лето было  жаркое, осень сухая. (16)Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.
          (17)Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением сол­нечных пятен.
        (18)Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19)Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20)И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок.                                          (М. Пришвин)
Сочинение
      Что такое душа человека? Какие сокровища она хранит? Точно ответить на эти вопросы невозможно, ведь у каждого человека неповторимая душа, наполненная как удивительными достоинствами, так и неприятными недостатками. Именно проблему духовности, неоднозначности человеческой души, и поднимает в своём тексте М.Пришвин.
      Это философская проблема, которая относится к духовной сфере и остаётся актуальной во все времена. Размышляя над данной проблемой, автор вспоминает эпизод, связанный с непромокаемым плащом, провисевшим в шкафу три года и промокшем «при встрече с первым дождём». Так и некоторые качества людей, копившиеся в течение жизни и долгое время не востребованные, оказываются неспособными противостоять жизненным трудностям, как убеждает М.Пришвин.
     Позиция автора ясна: надо отыскивать «недостойное в сокровищах нашей души» и бороться с этим, совершенствуя свою душу.
     Конечно, нельзя не согласиться с автором: порой добродушие и искренность человека оборачиваются фальшью и сменяются злобой и неприязнью.
    Справедливость высказанной автором мысли доказывают многие произведения русской литературы. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников считает, что, совершая преступление, он действует во благо благородной цели, но совершает убийство невинного человека, что нельзя оправдать никакой целью. Становится очевидной несостоятельность антигуманной теории героя. Его душевный порыв приводит к тяжкому греху на душе.
     Также правоту авторской позиции подтверждает пример из повести А.И. Куприна «Поединок». Добрая, милая, на первый взгляд,  Шурочка на самом деле расчётливый и самолюбивый человек. Она живёт с нелюбимым мужем ради лучшей жизни и высокого положения в обществе, предаёт Ромашова, отправляя его на верную смерть и проявляя бездушие.
     Итак, душа каждого человека неповторима, и именно духовность возвышает человека. Главное – не забывать хранить в своей душе больше искренних и добрых чувств, избегая «недостойного», совершенствуясь духовно.                     Полякова Л., 11 класс

2. Текст  (по Д.Шеварову)
(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениаль¬ных замыслов. (5)Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».
(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мой стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель...
(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
Образец сочинения  http://www.litra.ru/composition/get/coid/00914341336037994466/ 

Сравните...
  Честь и достоинство...  Что они значат в наше время? Готовы ли современные молодые люди их защищать? Именно этими проблемными вопросами сохранения чести и достоинства задаётся Д.Шеваров в своём тексте.
  Эта наврественная проблема является актуальной в наши дни.Размышляя над данной проблемой. автор обращается к истории жизни величайшего русского поэта А.С.Пушкина. Желая отстоять честь своей жены, Пушкин смертельно ранен во время дуэли, погибает, оставляя своё честное имя детям.
 Позиция автора ясна: современные молодые люди дожны понимать значение чести и достоинства, которые можно передать своим детям.
 С автором нельзя не согласиться, ведь бурные порывы и стремление отстаивать своё достоинство. честь дамы, столь ярко проявившие себя в 18-19 веках, со временем ослабли. Исчезнувшая боязнь быть убитым на дуэли привела к свободе пошлых слов и мыслей, к распространению сплетен и беззащитности репутации человека. 
  Справедливость высказанной автором мысли доказывают многие произведения русской литературы. Например, в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" словесный спор нигилиста Базарова и аристократа Павла Петровича Кирсанова привёл к дуэли, поводом  к которой послужили чувства Павла Петровича к Фенечке и несерьёзное отношение к ней Базарова.
  Другим примером, иллюстрирующим данную проблему, служит дуэль Петра Гринёва и Швабрина в романе А. С.Пушкина "Капитанская дочка". Получив отказ от Маши Мироновой на предложение стать его женой, Швабрин насмехался над стихами влюблённого в Машу Гринёва. Желание защитить честь капитанской дочки и побудило главного героя вызвать соперника на дуэль. 
  Итак, современный мир отказался от дуэлей, которые являются жестоким убийством, не приемлемым в современном обществе. Но понятия чести и достоинства существуют вне времени, только надо понимать их значение и. защищая свою репутацию, не позволять себе оскорблять достоинства других людей.                                         Полякова Л, 11 класс


 3. Текст (по В.Астафьеву)
       (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку— скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
       (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
       (17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.
      (25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)
 Сочинение
      Почему любовь к родине человек испытывает вечно? Именно проблему тоски по родине затрагивает в своём тексте В.Астафьев.
    Эта нравственная проблема – одна из тех, которая актуальна в наши дни. Человек не может жить вне родины. Вспоминая детство, автор  рассуждает о знакомом человеке, который «лишился самого дорогого» и посвятил свою музыку родной земле. В. Астафьев убеждает, что, если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.
    Позиция автора ясна: любовь к родному краю живёт в сердце человека постоянно.
   Нельзя не согласиться с автором в том, что поистине благородными людьми можно назвать тех, кто, вопреки жизненным невзгодам, сохраняет незримую связь с малой родиной, уважительное отношение к своему прошлому. Например, когда фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время Гражданской войны, сотрудничать с ними против советской власти, он ответил отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.
     Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Малая родина – это колыбель детства, место, где человек формируется как личность, где закладываются основы нравственного воспитания. И если он помнит об этом, то его не изменят ни время, ни мода, ни окружающие люди. Так, Татьяна Ларина, героиня романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», после замужества становится блестящей светской дамой, но за внешними переменами в ней легко узнаётся прежняя провинциальная барышня, которая всё готова отдать «за полку книг, за милый сад».
    Итак, человек испытывает любовь к родине вечно, если сохраняет свою кровную связь с родным домом, со своим детством.                            Дорофеева Т., 11 класс
 Сочинение
    «Музыка хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалость». В предложенном тексте В.Астафьев заставляет нас задуматься над проблемой воздействия искусства на человека.
    Проблема, поднятая автором, остаётся актуальной во все времена, касается людей разных возрастов и профессий. Она относится к числу «вечных», потому что желание творить свойственно каждому человеку. Автор, рассказывая свою историю, объясняет, что значит для него музыка. Но также пытается донести до читателей значение музыки для каждого. Убеждает в том, что музыка как ключ, открывающий в людях нежные или горестные воспоминания.
      Я полностью согласна с мнением автора. Безусловно, искусство воздействует на человека: вдохновляет его, раскрывает в нём скрытые чувства. Примером влияния искусства на человека может послужить произведение А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Для княгини Веры, главной героини, музыка становится утешением после смерти Желткова, раскрывает чувственность её души, преображает внутренне героиню.
    С другой стороны, в романе А.Конан Дойля «Шерлок Холмс» главный герой, чтобы сосредоточиться, всегда брал в руки скрипку. Музыка, лившаяся из-под смычка, помогала принять ему верное решение, раскрыть тайну.
     Итак,  перефразируя В.Астафьева («Музыка властвовала в сердце человека»), можно сказать, что музыка, живущая в сердцах, способна творить чудеса с человеком.                        Кузнецова А., 11 класс

4. Текст (по В.Львову)
       (1)Однажды летом наша семья отдыхала в Эстонии, на берегу озера Пюхяярве. (2)Я видел много прекрасных озер. (3)Я видел Плещеево озеро около Переславля-3алес­ского. (4)И озеро Пацкуаро в Мексике. (5)И озеро Синевир в Карпатах.
       (6)Пюхяярве может своей красотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром.
      (7)Нам было жаль расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером.
(8)Было осеннее утро. (9)Туманное и неяркое. (10)Иногда начинал накрапывать дождь. (11)Пахло дымком и осенними листьями. (12)Мы сидели на берегу и молча прощались с озером. (13)Было тихо. (14)Ho тишина эта не была пустой. (15)Oнa была полной. (16)B ней было множество звуков. (17)Нужно было только молчать и молча вслушиваться в тишину.
    (18)На берегу шелестели деревья. (19)И шелест прибрежной ивы был не похож на шелест дубов. (20)Дубы росли подальше от берега, и лист их звучал совсем по-другому. (21)Шуршал камыш в зарастающем заливчике. (22)3а лесом на поле хлопотливо стучал трактор. (23)Падали желуди. (24)Они падали то по-одиночке, так что можно было сосчитать каждый шлепок в отдельности, то сливаясь в неразличимо бы­струю дробь.
(25)Птицы в лесу уже не пели. (26)Они по-осеннему вскрикивали. (27)Наверно, учили перед дальней дорогой свои путевые команды и сигналы.
    (28)Тишина была полна звуков. (29)Каждый звук был полон смысла .. (30)Тишину можно было читать, как книгу.
(31)Но тут на берегу появились две женщины и один мужчина. (32)Они только что приехали сюда и те­перь осматривали окрестности. (33)При этом они дели­лись впечатлениями. (34)Мы услышали голоса приез­жих задолго до того, как они вышли из лесу. (35)Они шли вместе, но кричали так, будто между ними километры и от того, перекричат ли они это рас­стояние, зависит их жизнь.
    (36)Они кричали о том, как они хорошо позавтра­кали в ресторане на берегу. (37)И о том, какое это кра­сивое озеро. (38)О его красоте даже в путеводителе на­писано. (39)Хотя, если разобраться, ничего особенного. (40)Рица на Кавказе, конечно, красивее. (41)Они остри­ли и хохотали. (42)Острили они глупо, хохотали громко, и лесное эхо презрительно возвращало их громыхающие голоса и смех.
    (43)Теперь на озере ничего нельзя было услышать. (44)Ни шуршания камыша, ни плеска рыбы, ни птичьих голосов в листве.
     (45)Приезжие скрылись за поворотом тропинки, но их голоса еще долго доносились до нас.
    (46)И только когда они ушли совсем далеко, снова стало тихо.
    (47)И тогда можно было снова услышать, как в озере плещется рыба, а на землю падают желуди.
    (48)И тишина снова стала полной смысла.                        (С. Львов) 
Сочинение
   Природа… насколько она удивительна и неповторима. Но не все способны чувствовать её магическую силу. И в тексте С. Львов поднимает сложную проблему взаимоотношений человека и природы.
   Эта нравственная проблема, безусловно, остаётся актуальной во все времена, потому что человек на протяжении всей своей жизни тесно связан с окружающим миром. Автор, вспоминая случай на берегу озера, обращает внимание на контрастное отношение к природе6 одни благоговеют перед ней, а другие относятся с пренебрежением, тем самым разрушая её магическое очарование. Это объясняется отсутствием культуры поведения.
     Позицию автора можно проследить в словах: «Нужно было только молчать и вслушиваться в тишину. Тишину можно было читать, как книгу».
    Нельзя не согласиться с автором в том, что природа – уникальный источник вдохновения и спокойствия, но важно научиться любить её и понимать.
   Подтверждением сказанному может служить драма А.Н.Островского «Гроза», в которой природа как бы является одним из действующих лиц пьесы. Она подчиняется своим законам и оказывает огромное влияние на жизнь горожан. Механик-самоучка Кулигин особенно тонко чувствует природу и понимает её. Несмотря на то что люди вокруг воспринимают грозу как божье наказанье, он считает, что не надо не бояться стихии, а восхищаться ею.
     С другой стороны, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главный герой Базаров в силу своих нигилистических убеждений отрицал все духовные ценности, в том числе и природу. Он равнодушно относился к природе, что совершенно не мог понять Николай Петрович, другой герой произведения, который отличался трепетным отношением к окружающей красоте. После смерти Базарова на его могиле безмятежно росли цветы, словно насмешка равнодушной природы над нелепыми понятиями и теориями человека.
    Итак, природа играет важную роль в жизни человека. Но в чём её магическая сила? Каждый должен сам постичь это и выбрать, как относиться к природе.  Меркулова Э.,11 кл.
    Сочинение
    Нужна ли природа человеку? Такую философскую проблему взаимоотношений человека с природой С.Львов поднимает в своём тексте.
    Эта проблема волновала людей на протяжении многих веков и не потеряла свое актуальности и по сей день. Рассуждая над этой проблемой, автор описывает обыкновенное осеннее утро на берегу озера. Тишина, прерываемая звучанием природы, полна смысла для него. И с тем большей силой его поражает появление людей, которые разрушают эту тишину, не осознавая её особого значения.
    Позиция автора ясна: человек должен жить в гармонии с природой, и только тогда он сможет ощутить её благотворное влияние на себя.
    Нельзя не согласиться с этим утверждением. Красота природы возвышает душу и пробуждает лучшее в человеке. Примером тому служит герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович Кирсанов. Потребительское отношение к окружающему миру Базарова задевает героя. Для Николая Петровича любование природой – необходимое условие гармоничного мироощущения. Нигилистические взгляды вносят смятение в его чувства, порождают сомнение. Но созерцание вечернего пейзажа возвращает ему душевную гармонию.
    У природы есть ещё одно удивительное свойство: она пробуждает вдохновение у тех, кто способен почувствовать её красоту. В творениях многих поэтов и художников доминирует именно тема природы. Одним из таких певцов природы был С.Есенин. Природа стала для него чем-то живым, родным:
        Я навек за сиянье и росы
       Полюбил у берёзки стан,
       И её золотистые косы,
       И холщовый её сарафан…
    Таким образом, эти два примера подтверждают основную мысль автора: природа – неотъемлемая часть человеческого существования, и без общения с ней жизнь теряет свой смысл и красоту.                                                                                 Недошивина Л., 11 класс

5. Текст (по Д.С.Лихачёву)
      (1) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. (2) Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3) Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.
      (4) Дом наш! (5) Но ведь Земля – дом миллиардов людей, живших до нас! (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!). (7) И не только произведений гениев! (8) Сколько обычаев, милых традиций. (9) Сколько всего накоплено, сохранено. (10) Сколько возможностей. (11) Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними столько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12) Это нечто невообразимое по ценности. 
    (13) И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14) Это можно легко доказать математически. (15) Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.
(16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)! 
    (17) Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!    
Сочинение
     Какой ценностью обладает человеческая культура в сознании людей? Именно эту проблему признания ценностей культурного наследия человечества Д.Лихачёв поднимает в своём тексте.
     Эта духовно-нравственная проблема была актуальна в 20 веке, когда мировые войны стирали с лица Земли величайшие произведения культуры, также востребована в наше время. Автор сравнивает планету с музеем, наполненным бесценными экспонатами, каждый из которых представляет собой культурные традиции человечества. Земля для него – это «Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве».
    Позиция автора очевидна: культурное наследие человечества обладает большей ценностью, чем национальные амбиции, ссоры.
   С этим утверждением нельзя не согласиться. Позиция автора не является уникальной, её разделяют многие люди. Подтверждение этому – создание Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЭСКО. Одна из задач организации – сохранение культурных традиций. И в 1992 году была подписана конвенция об охране всемирного культурного наследия, которую впоследствии подписало 187 стран.
    Эту проблему можно раскрыть и с другой стороны. Наполеон, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», ставил культурные ценности значительно ниже, чем государственные, стремясь завоевать Россию, разграбить её. Такая агрессивная политика оказалась неприемлемой для населения Москвы, Смоленска и других уголков России, привела Наполеона к поражению. В «Смоленских сценах» романа автор показывает не только патриотизм народа по отношению к своей земле, людям, но и нежелание оставить врагу народное достояние.
      Таким образом, ценность культурного наследия человечества несомненна, недооценка её значения может обернуться катастрофическими последствиями.   Недошивина Л., 11 класс 

6. Текст (по С.Сивоконю)
     (1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (З)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».
    (4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов...
    (6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда...
    (10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?
    (13)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..
    (15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни... (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.
    «(20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:
— (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи... (26)Гранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то. (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку.
    (30)Мне становится страшно.
— (31)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит.
— (ЗЗ)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал. (35)Записывайте. — (36) Это звучит уже как приказ».
     (З7)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!
     (39)Но Маршак — мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых... (По С. Сивоконю)


 Сочинение
     Почти в каждом уголке нашей планеты живут люди. Они чем-то похожи друг на друга, чем-то различаются. Но насколько правильно можно понять человека при знакомстве и в процессе общения с ним? Именно проблему предвзятого отношения к личности затронул в своём тексте С. Сивоконь.
    Проблема, безусловно, актуальна и волнует многих людей. Анализируя данную проблему, автор размышляет о том, как выход в свет книги Марка Гейзера «Жизнь замечательных людей» повлиял на представление читателей о личности С.Я.Маршака. Действительно, когда прочитываешь отрывок из биографии писателя, сердце наполняется гордостью и восторженным благоговением, и мы понимаем, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».
    Позиция автора ясна: не зная о том, что человеку пришлось пережить на своём жизненном пути, какие преграды преодолеть, нельзя составить однозначно правильного мнения о личности. Можно либо недооценить, либо переоценить.
    Нельзя не согласиться с автором в том, что мнение о конкретном человеке , основанное лишь на первом впечатлении, зачастую является ошибочным.
    В подтверждение авторской позиции можно привести известную пословицу: «по одёжке встречают, по уму провожают». Несмотря на воспитание, хорошие манеры и прочие внешние достоинства человека, составить правильное мнение о нём можно лишь после того, как узнаешь его внутренние качества, ведь красота таится внутри.
    Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Ярким примером может служить личность Чичикова из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Первое впечатление, которое он произвёл на жителей города, было более чем положительное. Все относились к чиновнику с уважением, с восторгом наблюдали за его манерами и поведением. Но через некоторое время двери домов для Чичикова закрылись после огласки некоторых делишек чиновника, например, взяточничества на таможне и его аферы с мёртвыми душами.
     Итак, сложно составить мнение о человеке только на основе его внешних качеств, надо узнать его внутренний мир, характер.            Обруч У., 11 класс

7. Текст (по А.Ивановой)
     В последнее несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. Вот примеры жалоб.
«Детей не оттащишь от компьютера. Сидят сутками. Какие-то аськи, агенты, саты, форумы…»
«Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то кулаком по столу бьёт. Мне кажется, он сходит с ума- разговаривает сам с собой.
     «Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон- будто его нет дома. Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка…» Примерно так и начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. Кроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается.
Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через интернет. Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда раньше не от компьютера, а от телефона или телевизора. Теперешние «компьютерные» дети – потомки своих «телевизионных» родителей.
     Как решалась раньше эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? Скорее всего, они из неё выросли… Мне могут возразить, что не все просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то младшие братья и сёстры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то – неизвестно как и почему. И хотя родители всерьез опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми , с разными профессиями и судьбами, у многих семьи…
     К чему я всё это говорю? К тому, что вот телевиденье оказалось неопасным само по себе. Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не деться. Умнее ориентироваться в нём и использовать его возможности становиться условием успешной жизни во многих смыслах. Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования… То ли ещё будет.
       Нам стоит поучится у детей. Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. Бывает тоже не «оттащишь»…
     Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков. Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации.
      Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.

Сочинение
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов сказал: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Он считал себя достойным примером для своей дочери. Было ли так на самом деле? Но во все времена взаимоотношения поколений являлись болезненным вопросом, на который каждый искал свой ответ. Так и в тексте А.Ивановой затрагивается актуальная проблема непонимания младшего поколения старшим, проблема отцов и детей.
    Размышляя над этой проблемой, автор на основе собственного жизненного опыта, подкреплённого весомыми аргументами, приходит к выводу, что борьбу с интернет - зависимостью нужно «вести не с компьютерами, а с причинами, породившими эту зависимость». Ведь у проблемы, как и у всего, по мысли автора, есть свои корни, своё начало.
    Позиция А.Ивановой ясна: родительское непонимание отчасти связано с тем, что процесс так же, как и время, не стоит на месте, неумолимо движется вперёд, вследствие чего и возникает пропасть между поколениями.
    Нельзя не согласиться с автором: во все времена взрослым, уже много повидавшим на своём веку людям, порой было сложно принять веяния нового времени, доказательством чего может являться роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Старшим Кирсановым, в силу их возраста и воспитания, был чужд нигилизм Евгения Базарова.
   Но сложности взаимопонимания не могут возникнуть из ничего. Многое в отношениях поколений зависит от воспитания. От того, чему ребёнок был научен в детстве, от того, кто был для него примером и образцом, будет зависеть его мировоззрение. А значит, и дальнейшая жизнь.  Так, в романе И.А.Гончарова «Обломов» главная проблема Ильюши – обломовщина, которая «родом из детства».
     Итак, отношения отцов и детей – очень сложный и многогранный вопрос, ответить однозначно на который попросту невозможно. Но, приложив определённые усилия, каждый может отыскать ключ к его разгадке.         Батракова Е., 11 класс

8. Текст (по И. Новикову)
      Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…
     Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.
    Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха… Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья.
     Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее.
     Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой:
– Ну разве так можно?!
А я смотрел на них и завидовал. Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь…
Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кивнувшему отцу:
– Не наш! Играем!
Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке.
Сочинение
  И.Новиков затрагивает в своём тексте проблему восприятия жизни как источника радости.
   Эта проблема социально-значима и актуальна, поскольку большинство людей не видят окружающий их мир в ярких красках, не радуются прожитым моментам, которые невозможно вернуть назад.Такие люди несчастны, поэтому стараются спрятаться от жизни. Размышляя об отношении к жизни, автор описывает случай на остановке и показывает разное восприятие жизни пожилой угрюмой женщиной и детьми вместе с их жизнерадостным отцом.
  Позиция автора отражена довольно чётко. Он считает. что люди нередко пребывают в состоянии депрессии, что они живут в своём маленьком мирке, завидуя тем. кто счастлив.
  Не могу не согласиться с автором. Людям, не постигшим красоты жизни. не познавшим истинного счастья, очень сложно в обществе. 
  Явным примером такой жизненной позиции является герой рассказа А.П.Чехова "Человек в футляре", где раскрывается проблема футлярной жизни. Главный герой Беликов, несомненно. гротескный образ, отделён от других своим мещанским отношением к жизни, в которой всё должно быть строго регламентировано, подчинено правилам и циркулярам.
  С другой стороны, именно позитивное отношение к жизни главной героини рассказа И.А.Бунина "Лёгкое дыхание", гимназистки Оли Мещерской, доставляло ей радость, женское счастье. Не случайно этот образ, несмотря на некоторые моменты и обстоятельства  жизни героини, стал лёгкого женского дыхания. символом красоты.
  Итак, именно восприятие жизни как источника радости даёт возможность человеку жить и наслаждаться жизнью, несмотря ни на что.    Насковец К.. 11 класс

Сочинение
  Многим, наверное, знакомо чувство одиночества, когда не с кем поделиться радостями и печалями, поговорить о наболевшем, когда не знаешь места, где тебе рады и ждут. В такие моменты особенно остро завидуешь счастью других людей, окружённых любовью. вниманием и заботой. 
 В предложенном нашему вниманию тексте И. Новиков затрагивает проблему одиночества.
 Эта проблема, безусловно, актуальна и относится к числу нравственных. т.к. затрагивает и духовную сферу жизни. Автор противопоставляет героя. ставшего частью серой угрюмой толпы, простой семье. Описывая промозглый осенний день. И. Новиков точно передаёт настроение одинокого инспектора безопасности. Неподвижно-тяжёлая вода, провисшее небо цементного цвета - таким безрадостным видит мир герой. в то время как счастливый отец и дети словно не замечают вокруг себя уныния мира. 
  Авторская позиция очевидна: одиночество тяжело. Я полностью согласен  с автором. Нельзя жить без людей, они могут поддержать тебя. помочь. Без человеческого тепля люди гибнут.
  Этому есть и научное подтверждение. Доказано, что одинокие люди живут меньше, чем те, кто окружён родственниками. друзьями.
  Также в ромне М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" от одиночества страдает Понтий Пилат, у которого нет никого ближе собаки и который утратил веру. Только встреча с Иешуа спустя 2 тысячи лет и дарованное прощение возвращают герою покой.
  Таким образом, жить в одиночестве нельзя. Рядом с каждым человеком должна быть родственная душа, способная понимать.                                  Сергошко С., 11 класс

 
9. Текст (по Т. Жаровой)
  (1) Какое же зеркало жизни наш язык! (2) Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3) Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4) Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
(5) Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6) Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7) Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.
(8) Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9) А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.
(10) Всюду языковое разноцветье. (11) Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12) Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
(13) Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14) Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыша», «клёвые»? (15) Их источник ясен. (16) Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати?
(17) Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18) Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19) Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

Сочинение 
  Русский язык - это национальный язык русского народа. Для любого человека, живущего на необъятных просторах нашей родины, язык - это гордость великого народа, это он "всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо". Именно проблеме экологии русского языка  и посвящён текст Т.Жаровой.
  Эта проблема относится к числу "вечных". потому что русский язык был. есть и будет  до тех пор, пока будет существовать русский народ. Столетиями великие писатели и учёные-филологи совершенствовали русский язык, создавали грамматику, словари, образцовые произведения. С болью и горечью Т. Жарова рассуждает в своём тексте о судьбе русского языка. Откуда в речи столько некультурной лексики? Почему она "расцветает среди вполне приличной молодёжи, звучит с экрана, пестрит в печати"? Почему язык с каждым днём всё больше засоряется?
  Авторская позиция ясна: язык надо оберегать от засорения жаргоном, иноязычными словами...
 Не могу не согласиться с автором. Богатство языка - одно из главных достоинств и достояний России. что всегда умели ценить русские писатели, например, известно, что А.С.Пушкин в своих произведениях употребил более 21 тысячи слов, создав произведения разных жанров.
 А Н.В.Гоголь в своей поэме "Мёртвые души" использовал речь как средство характеристики героев.  Так, речь помещика Ноздрёва - это пустая и пошлая болтовня, которая характери­зуется, с одной стороны, наличием иностранных слов, а с другой стороны, просто­речными словами и выражениями. Незаконченные предложения, бранные слова характеризуют героя как необразованного, невоспитанного человека.
  Итак, язык - это часть культуры. Он занимает важнейшее место в жизни человека, позволяя изучать науку и культуру, заниматься политикой и искусством. Важно сегодня  вернуть культурную речь великих русских писателей в современную жизнь.Ситникова К.,11 кл.

10. Текст (по П. Вайлю и А. Генису)
 (1) Для России классическая литература — это точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и исторические традиции.
(2) Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты.
(3) Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4) Именно классика — тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции.    (5) В этом смысле русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом.
(6) Впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (7) Задеть классика для него все равно что оскорбить Родину.
(8) Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. (9) Оно складывается и закрепляется с малых лет. (10) Главный инструмент освящения классиков у нас школа. (11) Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. (12) Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства, раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). (13) Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще.
(14) Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15) Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16) Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого 'листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. (17) Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним.
(18) Такая  переоценка трудна,  но вполне  возможна и,  видимо,  закономерна.
(19) Мы растем вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нам.
Сочинение 
   Важна ли классическая литература  в жизни взрослого человека? Именно над этим вопросом предлагают задуматься П.Вайль и А.Генис, поднимая проблему значимости книг в жизни человека.
  Эта проблема, связанная с духовной сферой жизни, относится к категории нравственных, актуальна во все времена. Авторы утверждают, что во взрослой жизни читатели редко достают с полки классические книги, и причиной этому являются недостаток времени и будничная суета, но также считают. что возможна переоценка классики.
 Так авторы приводят нас к пониманию своей позиции: ".Мы растём вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами". 
  С этой авторской позицией нельзя не согласиться, ведь человеку свойственно меняться и менять своё отношение к книгам, особенно классическим.
 Например,  роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", прочитанный мной в 9 классе, не произвёл такого сильного впечатления, как в 10 классе, когда всерьёз задумываешься над сущностью человеческой личности, над правом человека распоряжаться судьбами других людей, над способностью глубоко чувствовать, анализировать свои поступки, как это свойственно Печорину, главному герою произведения.
 Рассуждения авторов подтверждает и опыт художественной литературы. Например, герой романа И.А.Гончарова Обломов, воспитанный на преданиях и сказках, пролежал полжизни на диване, перестал читать, не в силах решить свои хозяйственные проблемы, написать письмо старосте. Умный, чуткий человек прозябает в жизни, гибнет.
 Итак, книги играют огромную роль в жизни человека. Роль классической литературы бесспорна, она богата проблематикой и как никакая другая литература в мире отличается духовностью.                                                           Кузнецова Ю., 11 класс

Комментариев нет:

Отправить комментарий