"– Боишься экзамена? – спросил Андрес.
Обычно в жизни ты знаешь, что и как должно произойти. И в деталях можешь представить, что будет делать с тобой зубной врач, что ты станешь есть в гостях у тетки… А тут – нет, тут – как колодец, полная загадка".
В центре загадочного и подчас непостижимого сюжета четверо друзей: Клара, Хуан, Андрес и Стелла, которые бродят по городу накануне важного для некоторых из них экзамена. Вместе со знакомым репортёром они проходят чуть ли не весь город, который постепенно заволакивается странным туманом и и в котором повсюду вырастают неведомые грибы.
То, что сначала воспринимается как элемент фантастики - обволакивающий всё туман, из-за которого тяжело дышать, видеть, жить, - постепенно прочитывается как символ эпохи правления диктатора и национального героя Аргентины Перона.
"Как ты прав, – сказал Хуан. – Именно это носится сейчас в воздухе – ощущение, что все мы виноваты в чем-то, что все мы – обвиняемые…
— (А порою это и находит свое воплощение... A бедняга Йозеф К… (надо же было после "Процесса" Кафки, приобретённого в книжном магазине Санкт-Петербурга месяц назад, обратиться к "Экзамену" Кортасара, найденному снова на полке одного из книжных магазинов СПб неделю назад, чтобы приблизиться к пониманию замысла писателя, а может, и писателей, поистине великая вещь - интуиция) А сами мы, зачем ходить далеко – ).
– Но какое право у прошлого обвинять нас? – сказала Клара, осторожно открывая губную помаду.
– Никакого, – сказал Хуан. – Не прошлое обвиняет нас, а мы сами".
Поражает высокая плотность текста, поток сознания героев, многочисленные цитаты, реминисценции, сны, интеллектуальные диалоги о культуре и литературе студентов, писателей накануне экзамена, что было невозможно в силу ограничения свободы слова в Буэнос-Айресе второй половины 20 века. Текст однозначно надо перечитывать, диалог с Кортасаром выстраивается не всегда и не сразу.
"-Только в страстях, только в элементарных вещах мы похожи на других. А там, где зарождаются отношения пары, где возникает сложная шкала ценностей, где образуются тонкие связи между человеком и окружающим его миром, где вспыхивают противостояния, там мы теряемся…"
Герои ждут экзамена, заполняя пространство и время общением друг с другом, и весь город тоже словно в ожидании какого-то события. Но то в книжном магазине смерть настигает какого-то мужчину, то плохо становится девушке в университете, то молодой человек истекает кровью на улице, то на рельсах оказывается собака. То Андрес помогает Хуану и Кларе найти избавление от настигающего тумана на пристани, а его самого не сможет дождаться Стелла. И ценность жизни ощущается острее и трагичнее.
"...это все равно что обрекать себя —
потерять право каждое утро по своему вкусу выбирать,
что ты наденешь на себя, какой мотивчик станешь насвистывать, какую книгу прочтешь — нет, только не это.
То, что сначала воспринимается как элемент фантастики - обволакивающий всё туман, из-за которого тяжело дышать, видеть, жить, - постепенно прочитывается как символ эпохи правления диктатора и национального героя Аргентины Перона.
"Как ты прав, – сказал Хуан. – Именно это носится сейчас в воздухе – ощущение, что все мы виноваты в чем-то, что все мы – обвиняемые…
— (А порою это и находит свое воплощение... A бедняга Йозеф К… (надо же было после "Процесса" Кафки, приобретённого в книжном магазине Санкт-Петербурга месяц назад, обратиться к "Экзамену" Кортасара, найденному снова на полке одного из книжных магазинов СПб неделю назад, чтобы приблизиться к пониманию замысла писателя, а может, и писателей, поистине великая вещь - интуиция) А сами мы, зачем ходить далеко – ).
– Но какое право у прошлого обвинять нас? – сказала Клара, осторожно открывая губную помаду.
– Никакого, – сказал Хуан. – Не прошлое обвиняет нас, а мы сами".
Поражает высокая плотность текста, поток сознания героев, многочисленные цитаты, реминисценции, сны, интеллектуальные диалоги о культуре и литературе студентов, писателей накануне экзамена, что было невозможно в силу ограничения свободы слова в Буэнос-Айресе второй половины 20 века. Текст однозначно надо перечитывать, диалог с Кортасаром выстраивается не всегда и не сразу.
"-Только в страстях, только в элементарных вещах мы похожи на других. А там, где зарождаются отношения пары, где возникает сложная шкала ценностей, где образуются тонкие связи между человеком и окружающим его миром, где вспыхивают противостояния, там мы теряемся…"
Герои ждут экзамена, заполняя пространство и время общением друг с другом, и весь город тоже словно в ожидании какого-то события. Но то в книжном магазине смерть настигает какого-то мужчину, то плохо становится девушке в университете, то молодой человек истекает кровью на улице, то на рельсах оказывается собака. То Андрес помогает Хуану и Кларе найти избавление от настигающего тумана на пристани, а его самого не сможет дождаться Стелла. И ценность жизни ощущается острее и трагичнее.
"...это все равно что обрекать себя —
потерять право каждое утро по своему вкусу выбирать,
что ты наденешь на себя, какой мотивчик станешь насвистывать, какую книгу прочтешь — нет, только не это.
Здравствуйте, Лариса Евгеньевна! Какая мудрая книга, много жизненной философии. Автор мне не знаком. Спасибо за интересный отзыв!
ОтветитьУдалитьИнтересно! Нравятся именно сейчас книги с "плотностью текста"
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,Лариса Евгеньевна! О такой книге ещё не слышала! Спасибо за отзыв! Могу ли я внести её в список "Книга месяца" - октябрь?
ОтветитьУдалитьЛюдмила Фёдоровна, да, я заполнила анкету на вашем сайте.
УдалитьПро эту книгу и автора я не слышала. Спасибо за отзыв!
ОтветитьУдалить