пятница, 9 марта 2018 г.

П.Хёг. Смилла и ее чувство снега

Роман норвежского писателя начинается с трагического события - гибели мальчика Исайи. "— Ребенок, в том подъезде, где я живу, упал с крыши. У его матери я нашла адрес Винга. Она получала пенсию за своего мужа от "Криолитового общества".
Это привело меня к архивам общества. К той информации, которая там была об экспедициях на Гела Альта. Все остальное происходит из этого..." Фрекен Смилла, одинокая, немолодая женщина, способная читать снег, как книгу, ведёт собственное расследование.
"Широко распространено мнение, что дети открыты, что правда об их внутреннем мире как будто струится из них. Это не так. Нет никого более скрытного, чем дети, и ни у кого нет большей потребности быть скрытным. Это своего рода реакция на мир, который постоянно пытается открыть их с помощью консервного ножа, чтобы посмотреть, что же у них там внутри и не надо ли заменить это более подходящим содержимым... 
— Как ты думаешь, Смилла, мы сами все определяем в своей жизни?
— Только детали, — говорю я. — Серьезные вещи происходят сами по себе... 
Мозаичная смесь льда различных возрастов, большие куски sikussaq — старого льда, созданного в защищенных фьордах, со временем оторвавшегося и выдавленного в море. Теперь из тех облаков, за которые нырнуло солнце, в свете последних солнечных лучей, опускается на землю тонкая пелена qanik — медленно падающего снега..." Атмосфера снега, льда, холода словно воссоздаёт трагедию и передаёт состояние Смиллы, чувство холода, одиночества. Она теряет самого близкого ей человека - маленького мальчика. Но знание льда, чувство снега и привязанности к Исайе инстинктивно подсказывают ей истинную картину смерти. Фильм "Снежное чувство Смиллы" не оставляет такого сильного впечатления, как книга, несмотря на  неоднозначное восприятие текста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий