вторник, 3 апреля 2018 г.

Д.М.Кутзее. Жизнь и время Михаэла К.

Одна из немногих среди прочитанных за последнее время книг, которая, действительно, впечатлила, вызвала сильные эмоции. В романе "Жизнь и время Михаэла К" южноафриканского писателя Дж.М.Кутзее рассказывается о жизни "маленького человека", казалось бы, столь понятном и узнаваемом герое русской литературы 19 века. Но Михаэл - герой вне времени, он словно выпал из времени, причём военного времени. "– Где бы мне поесть? – спросил К. – Со вчерашнего дня не ел.
– Слушай, приятель, – живо откликнулся мужчина, – купи-ка ты нам обоим по пирогу. – И дал К. монету.
К. сходил в булочную и принес два горячих пирога с курятиной. Он сел на скамейку рядом со своим новым другом и начал есть. Пирог был такой вкусный, что у К. выступили слезы на глазах. Человек с палкой рассказывал, какая вдруг на его сестру нападает трясучка. К. слушал, как поют птицы в ветвях, и все пытался вспомнить, было ли ему когда-нибудь в жизни так хорошо, как сейчас".
Мир этого маленького человека, с физическим недостатком - заячьей губой- и не то дурачка, не то блаженного, кажется ограниченным и в то же время необъятным."А потом наступали счастливые минуты – на закате он поднимал заслонку в стене водоема и с глубочайшим удовольствием смотрел, как бежит по канавам вода и желтоватая почва становится темно-коричневой. «Я радуюсь, потому что я садовник, – думал он, – потому что так уж я устроен". 
Несмотря на видимую примитивность сознания, герой каким-то внутренним чутьём  постигает сущность вещей, размышляя над философскими вопросами бытия, так бережно охраняет внутри себя тишину.
"Но он не мог себе представить, что сам он всю жизнь вгоняет в землю столбы, ставит заборы, делит землю на клочки. Этим должен заниматься кто-то тяжелый, оставляющий после себя следы, а он – он песчинка на поверхности земли, погруженной в такой глубокий сон, что ей не почувствовать, как по ней бегут ножки муравья, как ее трогает хоботок бабочки, как ее заметает пыль".
Единение человека с миром природы, осмысление и осознание собственной сущности как неотъемлемой части природы, мироздания - естественный для героя процесс. Одиночество среди людей. И спасение от войны он находит, когда наконец возвращается домой.
"И вот наконец созрела первая тыква, се можно было снять. Она была самая крупная, росла в самой середине огорода и поспела раньше других – его дитя, его первенец. Кожура была мягкая, нож вошел в нее без усилия. Мякоть – ярко-оранжевая, хотя у самой кожуры все-таки осталась тонкая зеленая полоска. Он положил ломти тыквы на проволочную решетку, которую сам и смастерил, и стал печь на углях, а ночь сгущалась, и угли краснели все ярче и ярче. Воздух наполнился ароматом печеной тыквы. И он произнес слова молитвы, которой его когда-то научили, только обратил он ее не к небу, а к земле, на которой стоял на коленях: «Воистину благодарю тебя за то, что ты даруешь нам".
Интуитивное постижение мира, тленности и вечности, неразрывной связи поколений оказывается подвластно Михаэлю.
"Так что же, что так привязывает меня к этому месту, точно это мой дом, думал он, почему я не могу с ним расстаться? Ведь всем нам в конце концов приходит пора уходить из дому, расставаться с матерью. Или я – тоже ребенок, ребенок из той цепочки поколений, которую никто из нас не может разорвать, и все мы возвращаемся сюда умирать, мы обязательно должны положить голову на колени матери – я своей, моя мать своей, поколение за поколением, до самой первой женщины, которая стала матерью?"
Врач из лагеря только после встречи с Михаэлем всерьёз задумывается о своей жизни, о недосягаемой свободе.
"А вечером я сидел без дела за столом медсестры. в палате было темно, за окном разыгрывался юго-восточный ветер, ровно дышал больной с сотрясением мозга, и вдруг я с необыкновенной остротой почувствовал, что зря растрачиваю свою жизнь, растрачиваю ее, живя изо дня в день в ожидании, что я по сути сдался этой войне в плен. Я вышел из лазарета, встал на краю пустого бегового поля и стал смотреть на чистое ветреное небо, надеясь, что моя тревога пройдет и вернется прежнее спокойствие. Время войн – это время ожидания, сказал когда-то Ноэль".
Иешуа и Понтий Пилпт, Платон Каратаев и Пьер Безухов, врач в военном лагере и Михаэл. Люди, казалось бы более сильные, наделённые какой-то властью, пытаются постичь тайну природы человека, судьба которого пересекла странным образом их собственный жизненный путь. "И вот передо мной оказался организм, который был готов умереть, только бы не менять свою природу. Я часами простаивал в дверях палаты, наблюдая за тобой и пытаясь разгадать эту тайну". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий