воскресенье, 13 октября 2019 г.

Э.М.Ремарк Тени в раю

"Я прошел этот путь подобно многим другим, спасавшимся от гестапо. И в тех странах, через которые он пролегал, мы не чувствовали себя в безопасности, ибо только очень немногие из нас имели подлинное удостоверение личности, подлинную визу". 

   Главный герой - эмигрант из Германии, журналист Роберт, которого преследуют и в Нью-Йорке страшные тени войны.
Общество эмигрантов - пёстрая картина жизни на чужбине немцев, поляков, евреев, русских. Историко-культурный контекст в романе как отражение внутреннего мира самого писателя и его героя. Роберт два года провёл в Брюссельском музее, скрываясь от нацистов, научился в полутьме воспринимать мировые полотна искусства.
" Чем я занимался в музее? Ждал вечера. И, конечно, по возможности избегал думать об опасности, которая мне угрожала. Иначе я бы очень скоро свихнулся... Позже я стал ночами бродить по залам музея, рассматривать картины, запоминать их. Скоро я уже знал все полотна. И сидя днем в кромешной тьме, мысленно восстанавливал их в памяти. Я представлял их себе, следуя определенной системе, по порядку, иной раз на одну какую-нибудь картину тратил много дней. Порою на меня нападало отчаяние, но потом я начинал все сызнова".
  И, конечно,история любви. Считается, что в романе описаны реальные отношения между автором и княжной Натальей Палей - французской манекенщицей и актрисой, внучкой императора Александра II. Герои романа любят друг друга, но вынуждены будут расстаться, о чём Роберт пожалеет со временем.
"— Поедем на Гудзон, — предложила Наташа. — Сначала на пирс, где океанские пароходы, а потом вдоль Гудзона, пока не наткнемся на какую-нибудь уютную харчевню. Меня сегодня тянет в какой-нибудь маленький ресторанчик, к лунному свету и речным пароходам. Собственно, я предпочла бы поехать с тобой в Фонтенбло. Разумеется, когда кончится война. Но там меня, как возлюбленную немца, остригли бы наголо, а тебя без лишних слов поставили бы к стенке. Так что останемся при своем: с котлетами и кока-колой, в этой удивительной стране".

1 комментарий:

  1. Здравствуйте, Лариса Евгеньевна! У Ремарка я читала только "Три товарища". Спасибо за интересный отзыв.

    ОтветитьУдалить