Проекты, исследовательская деятельность




Электронный паспорт проекта
"Пограничные состояния человека в рассказе Л.Петрушевской "Чёрное пальто". Филологический и медицинский аспекты.

Содержание

6.  Предмет исследования
8.  Цель


Выбор темы обусловлен следующими причинами:
1.     Пограничные состояния человека, психические отклонения, склонность к суициду – тревожная и до конца не исследованная область знаний как в литературе, так и в медицине.
2.     Литература и медицина, в частности психиатрия, исследуют душу человека, а значит, есть общие точки соприкосновения.                     [к содержанию] 

Автор проекта – Никитина Екатерина, ученица 8 класса «В» [к содержанию]

Руководитель проекта – Савельева Л.Е., учитель русского языка и литературы[к содержанию] 
Актуальность работы проявляется в следующих фактах:
1.     Повышенным интересом в обществе к вопросам психологии, психиатрии, связанным с мироощущениями и образом жизни современного человека, а также активным развитием наук, исследующих психические процессы.
2.     Высокий уровень самоубийств среди подростков.
3.     Вниманием к литературе 20 – 21 века и недостаточной изученностью творчества некоторых писателей  эпохи, в том числе прозы Л.Петрушевской.   [к содержанию]
Объект исследования – рассказ «Чёрное пальто».[к содержанию]
Предмет исследования – изображение автором пограничных состояний человека как с филологической, так и с медицинской точки зрения, история реального/мнимого самоубийства главной героини рассказа «Чёрное пальто».             [к содержанию]
Гипотеза: рассказ Л.С.Петрушевской «Чёрное пальто» - пример изображения сложных психических процессов как в художественном, так и в медицинском аспектах.[к содержанию]
Цель: исследование пограничных состояний человека  в рассказе Л.С.Петрушевской «Чёрное пальто» в связи со сравнительно малым количеством работ подобной тематики в литературоведении.  [к содержанию]   
1.     Изучить филологические и медицинские исследования по данному вопросу;
2.     Исследовать изображение пограничных состояний человека  в рассказе Л.С.Петрушевской «Чёрное пальто» в филологическом аспекте;
3.     Исследовать изображение пограничных состояний человека в рассказе  Л.С.Петрушевской «Чёрное пальто» с точки зрения медицины.              [к содержанию]
Практическая значимость исследования определяется тем, что работа может быть полезна специалистам разных областей: филологам, педагогам, психологам, психиатрам, а также может быть темой классного часа.                    [к содержанию]
 В центре внимания было изображение в рассказе Л.Петрушевской «Чёрное пальто» пограничных состояний человека в филологическом аспекте. В результате исследования некоторых элементов художественного текста можно сделать следующие выводы:
 Название произведения «Чёрное пальто» не случайно и весьма символично. Оно отражает сложность устройства человеческой души, в которой всегда в вечном единстве и борьбе находятся светлое, сознательное, и темное, бессознательное, начала, т.е. пограничные состояния. Человек часто оказывается перед выбором, когда надо скинуть чёрное пальто, т.е. спастись и вернуться в нормальный мир, сохранить образ свой.
       Специфика композиции определяется названием произведения. Черное пальто в рассказе является предметом-проводником между двумя мирами.
Девушка, в чёрном пальто, потерявшая память, в отличие от женщины, пробует все варианты, чтобы хоть что-то изменить, а не принимать судьбу. Возникает ощущение постепенно меняющегося сознания девушки. Чтобы  вернуться назад, она проходит испытания. Жжёт спички, чтобы узнать, кто она и что её заставило идти на смерть. Параллельно одной сюжетной линии (история девушки) развивается другая: девушка встречается с женщиной, у которой тоже когда-то было десять спичек («Нам дается только десять спичек»). Спички – повторяющаяся художественная деталь, с помощью которой выстраивается композиция рассказа. Десять спичек – десять заповедей, благодаря которым ещё можно спастись, еще можно выжить, если попытаться что-то изменить. Почти все заповеди из десяти в сюжете рассказа переосмысливаются, легко прочитываются в поступках и мыслях героини.
        Художественное пространство рассказа меняется. Родной дом становится чужым и смыкается с внешним миром, который оказывается тоже чужим. Только её помощь ближнему, участие в судьбе девушки женщины и попытки матери разорвать замкнутый круг (её сон, заботы) размыкают этот мир и позволяют вернуться в реальный.
Художественное время. Действие рассказа происходит зимней ночью, что  не случайно, ведь зимой умирает природа, замирает или засыпает. Смерть сравнивается со сном; вернуться к жизни — означает проснуться.  
        Образная система рассказа специфична. Нет портретов героев, они представляются безликими. Герои рассказа – молодая девушка, оказавшаяся на «краю дороги» зимой в незнакомом месте,  и женщина, у которой осталась одна спичка. Это своеобразные герои – двойники. Их объединяют не только попытка самоубийства, тяжёлая судьба, но и раздвоенность сознания, пограничное состояние.
       Приём анафоры в конце текста несёт важную композиционно-смысловую нагрузку: завершает путешествие в иной мир героини, её возвращение в реальность и усиливает авторскую мысль о ценности человеческой жизни, той границе, которая  проходит между желанием смерти и ею самой, между добром и злом в человеческой душе. («И про себя она подумала, что бы было с матерью, если бы она проснулась на десять минут раньше…
А где-то на другом конце города женщина выплюнула горсть таблеток и тщательно прополоскала горло.
А потом она пошла в детскую, где спали ее довольно большие дети, десяти и двенадцати лет, и поправила на них сбившиеся одеяла.
А потом опустилась на колени и начала просить прощения»). [к содержанию]

В рассказе мы наьлюдаем изображение депрессивного невроза и его существенные признаки:
1) Развитие психических нарушений связано непосредственно с воздействием на него внешних факторов.  Нерезко выраженные нарушения, граничащих с состоянием здоровья и отделяющие его от собственно патологических психических проявлений, наблюдаются в постоянно меняющемся сознании девушки, раздвоении её личности. Главная особенность таких личностей – интравертированность (склонность к внутренней переработке своих переживаний), погружённость в свои собственные размышления.
2) Болезненные переживания и поведение определяются реальными жизненными обстоятельствами. Причинами самоубийства можно назвать неурядицы в личной жизни героини, потерю смысла жизни, интереса к жизни, боязнь осуждения.  («…брала трубку его мать и все время спрашивала: «А кто и по какому вопросу»,— хотя прекрасно разбиралась — и по какому вопросу, и кто звонит…»)
3) При депрессивных неврозах наблюдаются аффективные расстройства.  Возможно, именно в состоянии аффекта девушка была готова к самоубийству, но, преодолев пограничное состояние, она поняла, что удерживает её в реальном мире. («И про себя она подумала, что бы было с матерью, если бы она проснулась на десять минут раньше…
А где-то на другом конце города женщина выплюнула горсть таблеток и тщательно прополоскала горло.
А потом она пошла в детскую, где спали ее довольно большие дети, десяти и двенадцати лет, и поправила на них сбившиеся одеяла.
А потом опустилась на колени и начала просить прощения»).[к содержанию]
Результаты
1.     Презентация
2.   Статья в журнал                    
Полезные ресурсы
Филология
1.     http://www.edudic.ru/sim  Словарь символов
2.     Петрушевская Л.С. Истории из моей собственной жизни: [автобиографический роман]/Л.Петрушевская. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. – с. 26
3.     http://lib.rus.ec/a/19699      Л.С.Петрушевская, факты биографии
4.     http://ru.gs-agency.com/clients/view?id=29   Л.С.Петрушевская
5.     http://www.telemax-tv.com/stati-iptv/skazki-lyudmilyi-petrushevskoy.html  сказки Л.Петрушевской
6.     http://magazines.russ.ru/druzhba/1998/4/petrush2.html     Дружба народов. 1998, № 4.   Хвост ящерицы. Две попытки прочтения Л.Петрушевской
7.     http://fat-billie-jean.livejournal.com/12255.html   «Другая проза» Людмилы Петрушевской
8.     http://www.litrasoch.ru/proza-i-skazki-petrushevskoj/  Проза и сказки Петрушевской
9.     http://www.dissercat.com/content/poetika-maloi-prozy-l-s-petrushevskoi    Поэтика малой прозы Л. С. Петрушевской
10.           http://www.10zapovedei.ru/      10 Заповедей Закона Божьего. Толкование Заповедей. Грехи против 10 Заповедей 
Медицина
1.     http://psychologiya.com.ua/psixiatriya/1705-aleksandrovskij-yua-pogranichnye-psixicheskie-rasstrojstva.html   Александровский Ю. Ф. Пограничные психические расстройства
2.     http://lib.mexmat.ru/books/18343  Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия
3.     http://vocabulary.ru/dictionary/28/symbol/192   Блейхер  В. М.,  Крук  И. В.  Толковый словарь психиатрических терминов
4.     http://www.readall.ru/lib_page_readall_105520.html    Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии
5.     http://kazbook.narod.ru/888.htm     Общее понятие о пограничных формах психических расстройств (пограничных состояниях)
6.     http://www.vash-psiholog.info/kollektiv/osnovi/1787--5---.html     Раздел 5. Пограничные психические состояния
7.     http://www.mkb10.ru/?class=5      Международная классификация болезней МКБ-10          [к содержанию] 
Программное обеспечение
1.     Microsoft Office PowerPoint
2.     Microsoft Word
3.     Windows Media Player                                  [к содержанию] 

Комментариев нет:

Отправить комментарий